ПРОГРАММА
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по муниципальному земельному контролю
на территории сельских поселений и муниципальных образований Нюксенского муниципального района Вологодской области на 2022 год
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,
описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых
направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Настоящая программа разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2021 года. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Нюксенского муниципального района Вологодской области.
Администрация Нюксенского муниципального района Вологодской области (далее – Контролирующий орган) в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории сельских поселений и муниципальных образований Нюксенского муниципального района Вологодской области (далее – Положение), утвержденным решением Представительного Собрания района от 27 сентября 2021 года № 56, осуществляет муниципальный земельный контроль за:
а) обязательными требованиями о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использованием земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
б) обязательными требованиями об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
в) обязательными требованиями, связанными с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
г) обязательными требованиями, связанными с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
д) обязательными требованиями о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
е) обязательными требованиями по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;
ж) обязательными требованиями по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
з) исполнением предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами органа муниципального земельного контроля в пределах компетенции.
Объектами муниципального земельного контроля являются:
- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере землепользования, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
- объекты земельных отношений, расположенные в границах Нюксенского муниципального района (земли, земельные участки или части земельных участков, далее – объекты контроля).
Подконтрольными субъектами при осуществлении муниципального земельного контроля являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, использующие земли, земельные участки, части земельных участков на территории сельских поселений и муниципальных образований Нюксенского муниципального района Вологодской области при ведении хозяйственной или иной деятельности, в ходе которой могут быть допущены нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля.
Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами основной части нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выявляемых контрольным органом, являются:
1. Низкие знания правообладателей земельных участков, предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации о порядке, способах и ограничениях использования земельных участков.
Решением данной проблемы является активное проведение должностными лицами контрольного органа профилактических мероприятий по вопросам соблюдения обязательных требований и разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального земельного контроля.
2. Сознательное бездействие правообладателей земельных участков.
Правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения помимо прав на такие земельные участки имеют и обязанности по поддержанию их в состоянии, пригодном для сельскохозяйственного использования.
Проблема заключается в том, что имеются правообладатели земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон), изначально не планировавшие использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения по его прямому назначению.
В качестве решения данной проблемы может быть организация первостепенной профилактической работы (мероприятий) с правообладателями земельных участков на основе сведений, полученных от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации.
Раздел II. Цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий Программы позволяет решить следующие задачи:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований;
- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- снижение уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- другие задачи в зависимости от выявленных проблем в регулируемой сфере и текущего состояния профилактической работы.
Сроки реализации Программы приведены в перечне основных профилактических мероприятий на 2022 год.
В Программу возможно внесение изменений и корректировка перечня мероприятий в связи с необходимостью осуществления профилактических мер, в частности проведения обязательных профилактических визитов. Изменения в данную часть Программы в случае необходимости вносятся ежемесячно без проведения публичного обсуждения.
Раздел III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Мероприятия программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач настоящей Программы.
Перечень основных профилактических мероприятий Программы на 2022 год
№ п/п |
Профилактические мероприятия |
Периодичность проведения |
Адресат мероприятия |
1 |
Информирование посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте администрации Нюксенского муниципального района https://nyuksenitsa.ru/ и средствах массовой информации: Ответственные: - Отдел информационных технологий и информационной безопасности администрации Нюксенского муниципального района; - Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района. |
|
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
1.1 |
Тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального земельного контроля; |
поддерживать в актуальном состоянии |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
1.2 |
Сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление муниципального земельного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; |
по мере необходимости |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
1.3 |
Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; |
поддерживать в актуальном состоянии |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
1.4 |
Руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; |
поддерживать в актуальном состоянии
|
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
1.5 |
Программа профилактики; |
не позднее 1 октября 2022 г. (проект Программы для общественного обсуждения); в течение 5 дней со дня утверждения (утвержденной Программы) |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
1.6 |
Перечень сведений, которые могут запрашиваться уполномоченным органом у контролируемого лица; |
в течение 2022 г, поддерживать в актуальном состоянии |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
1.7 |
Сведения о порядке досудебного обжалования решений уполномоченного органа, действий (бездействия) его должностных лиц; |
в течение 2022 г, поддерживать в актуальном состоянии |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
1.8
|
Обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления муниципального земельного контроля и размещение «доклада о правоприменительной практике» на официальном сайте администрации Нюксенского муниципального района в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в целях недопущения таких нарушений; |
4 квартал 2022 года |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
1.9 |
Иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики. |
по мере необходимости |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
2. |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Ответственный: - Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района. |
Постоянно в течение года (по мере необходимости) |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
3. |
Консультирование должностным лицом контрольного (надзорного) органа (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия) по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального земельного контроля в отношении контролируемых лиц. Ответственный: - Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района. |
По обращениям контролируемых лиц и их представителей, поступившим в течение 2022 года |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане |
Раздел IV. Показатели результативности и эффективности
программы профилактики
Финансирование исполнения функции по осуществлению муниципального контроля осуществляется в рамках бюджетных средств района.
Ответственным исполнителем Программы является администрация района.
Мониторинг реализации Программы осуществляется на регулярной основе.
Результаты профилактической работы включаются в ежегодные доклады об осуществлении муниципального земельного контроля и размещаются на официальном сайте администрации Нюксенского муниципального района https://nyuksenitsa.ru/ в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Ожидаемый результат Программы - снижение количества выявленных нарушений обязательных требований, муниципальными правовыми актами при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.
Показатели по профилактическим мероприятиям:
№ п/п |
Наименование показателя |
Величина |
1. |
Полнота информации, размещенной на официальном сайте контрольного органа в сети «Интернет» в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» |
100 % |
2. |
Удовлетворенность контролируемых лиц и их представителями консультированием контрольного органа |
100 % от числа обратившихся |
3. |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
доля профилактических мероприятий в объеме контрольных мероприятий, % |